Может ли судебный пристав обратиться с запросом о правовой помощи к компетентному органу иностранного государства

Содержание

Направляю для использования в работе подготовленное Правовым управлением ФССП России информационное письмо о порядке оформления и направления в компетентные органы иностранных государств запросов судебных приставов-исполнителей об оказании правовой помощи в сфере исполнительного производства.

Письмо ФССП России от N 12

Международные договоры могут предоставлять взыскателям как возможность предъявления исполнительных документов, выданных на территории Российской Федерации, для исполнения непосредственно в компетентный орган иностранного государства, так и возлагать на них обязанность соблюдения процедуры экзекватуры (признания) судебного акта в целях его исполнения на территории иностранных государств.

Информация Федеральной службы судебных приставов — Исполнение на территории иностранных государств судебных актов, принятых компетентными органами Российской Федерации”

Направляю для использования в работе подготовленное Правовым управлением ФССП России информационное письмо о порядке оформления и направления в компетентные органы иностранных государств запросов судебных приставов-исполнителей об оказании правовой помощи в сфере исполнительного производства.

Письмо Федеральной службы судебных приставов от 17 апреля 2008 г

Понятие «правовая помощь по гражданским, семейным и уголовным делам» охватывает такой широкий круг вопросов, юридически значимый для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, как производство различных процессуальных действий, признание и исполнение судебных решений по гражданским и семейным спорам, составление, составление и пересылка различных документов, в том числе о регистрации актов гражданского состояния, копий наследственных дел и т. д. В реализации положений международных договоров Российской Федерации активно участвуют суды всех уровней, иные органы, в первую очередь органы ЗАГС и нотариата, федеральной миграционной службы, федеральной службы судебных приставов, а также вовлеченные в судопроизводство с «иностранным элементом» граждане и юридические лица. Так, указанные российские органы государственной власти, а также граждане и различные организации выступают в качестве инициаторов запросов об оказании правовой помощи, а также исполняют поступающие от иностранных компетентных учреждений запросы о правовой помощи. Вместе с тем, запрашивая ту или иную правовую помощь у иностранного государства, российские органы должны руководствоваться требованиями международных договоров, которые предъявляются в том числе к порядку сношений с иностранными учреждениями. Если обобщить установленные международными договорами о правовой помощи различные требования, которые предъявляются к порядку взаимодействия органов государственной власти, запрашивающих правовую помощь, то условно можно выделить следующие виды порядка сношений. Первый порядок — непосредственное обращение запрашивающего правовую помощь органа Российской Федерации к запрашиваемому органу иностранного государства. При подобном взаимодействии орган государственной власти может обратиться в иностранный компетентный орган самостоятельно, минуя Минюст России и МИД России. Например, такой порядок сношений предусмотрен Соглашением о порядке разрешений споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992. В связи с чем в рамках данного международного Соглашения суд Российской Федерации направляет запрос о правовой помощи непосредственно в суд иностранного государства, который компетентен произвести необходимое процессуальное действие, например опрос сторон по делу, вручение судебных документов и т. п. Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года не предусматривает особого порядка направления материалов, поэтому все необходимые документы направляются российским судом непосредственно компетентному суду иностранного государства. Следует заметить, что договаривающиеся стороны по тому или иному международному соглашению о правовой помощи могут путем подписания Протокола к соглашению или оговорки по конкретному пункту соглашения установить исключения из применимого порядка сношений. Например, несмотря на то что согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года взаимодействие при оказании правовой помощи в объеме, предусмотренном данным соглашением, осуществляется через министерства юстиции, Протоколом от 28.03.1997 к Конвенции было внесено исключение в указанной порядок взаимодействия при решении вопросов об истребовании и пересылке документов о регистрации актов гражданского состояния. В связи с чем правом непосредственного сношения с компетентными органами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния наделены органы ЗАГС Российской Федерации, вплоть до районного звена. Таким образом, в отношениях с органами регистрации актов гражданского состояния государств — членов СНГ, подписавших Протокол, органы ЗАГС Российской Федерации осуществляют непосредственные сношения. Второй порядок — дипломатический. Заключается он в том, что российское судебное поручение подлежит направлению через Минюст России в МИД России, которое через свое посольство или консульство обращается в МИД иностранного государства с нотой. МИД иностранного государства направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении. Третий порядок — выполнение российских поручений путем передачи их центральному органу Российской Федерации, назначенному для целей выполнения соответствующего международного соглашения. Например, договоры о правовой помощи между СССР с бывшими социалистическими странами устанавливали порядок сношений между центральными органами юстиции договаривающихся стран. Так, в соответствии со ст. 3 Договора между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1982 года поручение о правовой помощи подлежит направлению центральному органу России — Министерству юстиции Российской Федерации, который передает его центральному органу Чехии — Министерству юстиции Чешской Республики. В свою очередь, Минюст Чехии направит поручение в соответствующий орган для непосредственного исполнения . ——————————— Договор между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам действует в отношении Чешской Республики и Словацкой Республики.

Интересное:  При регистрации второго брака какие документы нужны

Порядок взаимодействия компетентных органов иностранных государств при оказании правовой помощи по гражданским и семейным делам

3. В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с должника не может быть удержано более 50 % заработной платы и иных доходов. Размер удержания алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением на может превышать 70 % и указывается в постановлении судебного пристава-исполнителя. Размер задолженности по алиментам указывается также в соответствующем постановлении судебного пристава-исполнителя.

Полезная информация

В марте 2005г. в Бюллетене международных договоров №3 опубликованы заявления Российской Федерации к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 01.01.2001г. (далее — Конвенция 1965г.) и её официальный перевод на русский язык.

Оформление и направление запросов компетентным органам иностранных государств

принудительном исполнении иностранного решения (далее — ходатайство), а
также судебные и иные документы проверяются на наличие необходимых
реквизитов (подписей, оттисков печатей уполномоченного органа и др.), их
перевода на официальный язык запрашиваемого государства в случаях,
предусмотренных международными договорами и законодательством
Российской Федерации.

Может ли судебный пристав обратиться с запросом о правовой помощи к компетентному органу иностранного государства

  • при необходимости продления срока производства дознания до 6 месяцев — не менее чем за 15 дней до составления постановления о продлении срока дознания и предоставления его надзирающему прокурору;
  • при продлении срока дознания до 12 месяцев — не менее чем за 25 дней до указанного выше срока.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

В случае если договор о правовой помощи между Российской Федерацией и иностранным государством не заключен, при оформлении запроса следует ссылаться на Конвенцию о вручении судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 (далее — Конвенция от 15.11.1965).

Интересное:  Исковое заявление о признании права собственности на квартиру по наследству

Документы для направления их в компетентные органы

Документы, подлежащие вручению, составляются в двух экземплярах (кроме документов, адресованных компетентным органам государств-участников СНГ, направляемых в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993г.), так как один экземпляр вручается указанному лицу, а на втором экземпляре это лицо расписывается в получении документа и он должен возвращаться в запрашивающий суд, как подтверждение факта вручения документа.

Может ли судебный пристав обратиться с запросом о правовой помощи к компетентному органу иностранного государства

Но, если потерпевшие по делам о злостном уклонении от уплаты алиментов, являющиеся гражданами стран СНГ и временно проживающие в России, возвращаются по месту своей постоянной регистрации, то, как в этом случае, поступать дознавателю, имеющему в своем производстве уголовное дело? Ведь ему в соответствии требованиям уголовно-процессуального законодательства необходимо подробно допросить потерпевшего, ознакомить его с правами и приобщить необходимые документы к материалам дела.

Может ли судебный пристав обратиться с запросом о правовой помощи к компетентному органу иностранного государства

Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества.

Порядок исполнения и направления запросов об оказании международной правовой помощи

— документ о надлежащем извещении ответчика, не участвовавшего в рассмотрении дела, о дате, времени и месте судебного заседания (также прилагаются заверенные гербовой печатью суда ксерокопии документов, подтверждающих надлежащее извещение – протокол судебного заседания, подтверждение о вручении извещения, копия почтового уведомления и др.);

Международное сотрудничество

Представителя заявителя не отрицал в судебном заседании того обстоятельства, что в . годах представители Бортника И. неоднократно знакомились с материалами исполнительного производства и знали о совершении оспариваемых исполнительных действий, что подтверждается также письмом Адвокатского бюро . имя СПИ Левицкого О.В. от . в котором представители заявители просили отменить постановление о временном ограничении на выезд из РФ.

Дело № не определено

В целях избежания признания незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по надлежащему извещению (информированию) о действиях по принудительному исполнению судебных и иных актов постановления судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству рекомендуется направлять должнику путем оформления запроса, адресованного компетентному органу иностранного государства, в соответствии с об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденными Минюста России от 24.12.2007 N 249.

Методические рекомендации по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства

Ссылка на основную публикацию