Статус сироты в россии

SOCIO Cityуниверситет социологии

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. Удобное кимоно купить в Новосибирске без лишних переплат.

Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке[1].

Во сколько лет снимается статус сироты в россии

  • Если молодой человек из числа сирот обучается в образовательном учреждении федерального уровня, то все траты на его содержание производятся из средств этого учреждения.
  • Плата за прохождение подготовительного курса в ВУЗе с таких молодых людей не взимается.
  • Во время производственной практики они получают зарплату в размере 100%.
  • При выпуске бюджет обеспечивает их сезонной одеждой и обувью, а также материальной помощью.
  • На поступление в магистратуру преимущества не распространяются. В законе речь идет только о льготном зачислении на первый курс ВУЗов.
    Внимание: с января 2019 г. в РФ установлена новая социальная пенсия для детей, чьи родители не были установлены. Такие выплаты приравнены в денежном эквиваленте к пенсиям по потере кормильца.

Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Ярославская школа-интернат № 6

  1. Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
  2. Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
  3. Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
  4. Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении. Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
  5. Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.

Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.

Охрана детей-сирот в России (История и современность)

Поддержка осиротевших детей — это наш прямой долг. Но это забо­та о тех, кто оказался в бедственном положении, кого отторгла семья, бросили родители. Сократить их число тоже задача архиважная. Вот по­чему Детский Фонд прежде всего постоянно помогает семьям, попавшим в бедственное положение из-за тяжелой болезни ребенка. Для этих де­тей создан в Подмосковье реабилитационный центр по лечению детей с сахарным диабетом, детей Чернобыльской и приравненных к ней зон, центр «Дар жизни», где восстанавливаются дети после операций на сер­дце. Фонд помогал детям, пострадавшим от землетрясения в Армении, оказывал и оказывает помощь беженцам. Почти за пять лет своего су­ществования Центральное Правление Детского Фонда израсходовало на конкретные благотворительные детские программы сотни млн. рублей.

Дети-сироты. Одно это слово причиняет сердечную боль. Пожалуй, ничто не может быть горше и трагичнее, ибо сиротство противоестест­венно по своей природе, вызывается чрезвычайными для судьбы ребенка обстоятельствами — смертью самых близких, без которых жизнь немыс­лима. Но есть еще одно сиротство, именуемое социальным, когда ребе­нок остается одиноким из-за беды совсем другого толка: в силу родительской подлости, самого страшного предательства, жертвой кото­рого становятся дети. Но в любом случае — умерли родители или броси­ли своего ребенка, он останется совершенно беззащитным. Бедный человек, взрослый инвалид, попавший даже в страшную ситуацию со­вершеннолетний гражданин все-таки может найти выход из положения. Когда же без помощи, защиты остается ребенок, особенно маленький, он на краю пропасти. Вот почему осиротевших детей исстари на Руси жа­лели, о них как могли заботились сердобольные люди, монастыри, госу­дарство. В те далекие времена протянуть руку помощи одинокому ребенку значило подумать и о своей душе. А государство, более прагма­тичное по своим задачам, видело в осиротевших детях и необходимую ему рабочую силу. Со временем забота об осиротевших детях, их защита становилась все более разнообразной. Предпринимались и попытки сде­лать ее лучше. Это история, которую знать полезно и нужно. Россий­ский опыт милосердия и подвижничества по отношению к детям, оставшимся без семьи, родителей, — это особая, ни с чем не сравнимая, но еще малоизученная страница нашей истории. В этой книге предпри­нимается попытка открыть хотя бы некоторые ее страницы. Знакомство с ними, изучение традиционного многовекового русского опыта позволит нам с наименьшими потерями идти дальше.

Статус сироты в россии

Уйти от коллективизации
Экспертиза
Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Полагаю, что статистика устройства детей за 2013 год отражает изменения в политике и сознании, произошедшие за несколько предыдущих лет, а не только за этот год. Устройство ребенка в семью ведь не происходит в одночасье. После того как люди подумали о возможности приема ребенка в семью, происходит длительный процесс осмысления и не менее длительный процесс сбора документов. Нередко ребенок попадает в семью только на следующий год или через несколько лет.
Также сейчас несколько тормозит процесс семейного устройства обязательная подготовка в школе приемных родителей, введенная два года назад. Вместе с тем прохождение этих школ абсолютно необходимо, потому что брать в семью ребенка в любом случае травмированного жизнью в учреждениях без должной подготовки нельзя.
Я надеюсь, мы на пороге серьезных перемен, готовится нормативный акт, призванный изменить подход к функционированию учреждений для детей-сирот. Там сказана принципиальная вещь: помещение ребенка в учреждение — временная мера. Много говорится и об обустройстве детдомов и интернатов по семейному типу.
Принципом должна стать борьба с сегрегацией детей-сирот, как в целом, так и отдельных групп. Кое-что уже сделано: два года назад по новому закону «Об образовании» детские дома потеряли возможность обучать детей на своей территории, теперь они обязаны отдавать детей в близлежащие школы. Но следует идти дальше, мне очень нравится пример реформ в Болгарии, которые начались с первостепенного устройства тех, кто живет в учреждениях для детей с особыми потребностями и домах ребенка.
Кстати, в минувшем году после всеобщей диспансеризации детей-сирот стало ясно, что детей в учреждениях больше, чем показывает статистика. Врачи пришли в детские дома и интернаты, стали обследовать тех, кто проживает там постоянно. Так вот, если официально говорится о 100 тысячах с небольшим, живущих в учреждениях, то диспансеризацию прошли в 2 раза больше детей. Расхождение в цифрах большей частью вызвано тем, что многие дети находятся в учреждении по заявлению родителей. Они могут там жить всю жизнь, никогда не бывая в своей семье, и при этом формально не считаться сиротами. Это очень большая проблема.
Из позитивного отмечу, что отношение общества к детям-сиротам меняется к лучшему, по крайней мере, в Москве. Например, растет число волонтеров, они хотят совершенствовать свои умения. По поводу будущего у меня есть некоторая тревога, так как социальная сфера у нас воспринимается не как важнейшая, а как некоторая роскошь. Я боюсь за реформу интернатных учреждений: на нее может не хватить средств. Очень надеюсь на то, что бюджеты на социальную сферу не сократятся, ведь именно сохранение внимания к ней позволит обществу не скатиться в пропасть.

В Минобрнауки подсчитали, сколько детей-сирот обрело семьи в 2013 году, начавшемся со вступления в силу скандального «закона Димы Яковлева». Изменилась ли жизнь сирот к лучшему, после того как их втянули в геополитические разборки? «Огонек» исследовал новые данные одним из первых.
В минувшем году забота о детях, лишившихся родителей, стала в России практически нацпроектом. С учетом масштаба явления — неудивительно: на начало прошлого года в банке данных детей-сирот числилось 121268 человек. Напомним, под занавес 2012 года вслед за запретом на американское усыновление вышел указ президента о дополнительных мерах по защите детей, оставшихся без родительского попечения. Возможность оценить плоды законодательных изменений, последовавших за этим указом, появилась только сейчас: Минобрнауки свело воедино региональную информацию об устройстве детей в семьи.
Судя по этой статистике, позитивный результат имеется: за отчетный «год особой заботы» число сирот в России снизилось на 10 процентов и составляет на начало нынешнего года 107886 ребят, живущих вне семьи. Прогресс, словом, достигнут. Но печальный список ведь пополняется едва ли не ежедневно, так что статистика — подвижна. Вот, например, в 2013 году, как подсчитали в Минобре, впервые за последние 6 лет, выросло число детей, устроенных на различные формы семейного воспитания. В этой графе стоит цифра 62 973. Показатель вроде бы солидный, однако общее число сирот по-прежнему остается устрашающе высоким.
Сейчас в России три основные формы воспитания: опека, приемная семья и усыновление. При их детальном рассмотрении становится ясно: почивать на лаврах не стоит. Усыновленных детей, то есть тех, кого взяли в семью на правах родных, стало. меньше — почти на 1000 человек. И произошло это за счет сокращения иностранных усыновлений.
В отличие от усыновления опека и приемная семья — это фактически исполнение социального заказа, ребенок не становится полноценным членом семьи, зато для него сохраняются «сиротские» льготы и выплаты (в Москве, например, ежемесячные выплаты составляют от 15 до 20 тысяч рублей). И вот к этим формам россияне проявили немалый интерес: число детей, попавших в приемные семьи в 2013 году, выросло почти на 5 тысяч, хотя в предыдущие годы этот показатель неуклонно падал. Под опеку, наоборот, стали брать чуть реже. И, к сожалению, показатели «возврата» по-прежнему весьма высоки.
— Всего в прошлом году было отменено 5746 решений о передаче ребенка, — говорит Галина Семья, доктор психологических наук, международный эксперт по защите прав детей. — Возврат детей, по меньшей мере в Москве, идет в основном из опекунских семей (бабушки и дедушки). Когда подопечные становятся подростками, родные с ними не справляются.
В июле был принят закон, повышающий единовременную выплату до 100 тысяч рублей тем, кто усыновит ребенка старше 7 лет, но, судя по статистике, желающих взять подростка в семью намного больше не стало. Также выплата в 100 тысяч рублей обещана тем, кто усыновит ребенка-инвалида. Здесь динамика лучше: если в 2012 году россияне усыновили 38 детей-инвалидов, то в 2013 году уже 64. Правда, иностранцы в прошлом году усыновили 68 российских детей-инвалидов. И это при том что препятствия для принятия маленьких россиян в иностранные семьи растут: с 10 февраля запрещено усыновление для одиноких граждан тех стран, в которых разрешены однополые браки. Сколько всего инвалидов живет в сиротских домах, даже Минобру не совсем ясно. Называются разные цифры: от 12500 до 29000.
В официальных ведомствах отмечают: с момента принятия «закона Димы Яковлева» в российском законодательстве произошло много нововведений, направленных на избавление потенциальных отечественных опекунов и усыновителей от бумажной волокиты. Например, теперь им не нужно представлять документы о соответствии их жилья санитарным и техническим нормам. Государство наконец признало и то, что детские дома — не альтернатива семье, а ее временное замещение.
— С июля в Семейном кодексе записано, что дети передаются в организации «временно, на период до устройства на воспитание в семью», — говорит Владимир Кабанов, замдиректора департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки. — До устройства ребенка в семью детский дом теперь обязан создать условия семейного проживания.
Жизнь детей в детдомах и интернатах на рубеже 2013-2014 годов стала важным предметом общественного обсуждения. Во многом этому способствовали фильмы Ольги Синяевой «Блеф, или с Новым годом!» и Елены Погребижской «Мама, я убью тебя!», показавшие жуткую картину того, как воспитывают маленьких россиян в коррекционных интернатах. Практически всех воспитанников этих заведений, в том числе и отстающих в развитии адекватных детей, на время отправляют в. психбольницы, где им регулярно делают инъекции успокаивающих психотропных препаратов. Фильм Погребижской посмотрела вице-премьер Ольга Голодец, сделаны выводы.
— Мне никто не может внятно ответить, реформирована ли у нас система коррекционных интернатов, — рассказывает Елена Погребижская.— Но могу сказать, что у моего кино был, по крайней мере, один внятный результат. Ольга Голодец на заседании Совета по вопросам попечительства в социальной сфере сказала, что у 983 детей был снят диагноз «задержка психического развития». Эти дети переведены в другие учреждения.
Часть политиков и общественности, в общем, проснулась. Но работы еще непочатый край, утверждают эксперты: нужно разработать программу помощи неблагополучным семьям, создать систему психологического тестирования кандидатов в усыновители и многое другое.

Преодоление социального сиротства в России в современных условиях

Отечественный и мировой опыт показал, что гарантии благополучного будущего ребенка — сироты в семье значительно выше, чем устройство в учреждение. А воспитание и содержание ребенка — сироты в семье обходится государству и обществу значительно дешевле, чем в детдоме. В 1999 году, в России в семьи было передано около 60%, а в интернатные учреждения — 40% ребятишек.

Тревожит такой факт: заболеваемость детей в интернатных учреждениях в два раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место у воспитанников детских домов и интернатов выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации Бикситова Жанна Ахметгалиевна

Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней положения и выводы развивают и дополняют раздел науки конституционного права, посвященный институту прав и свобод человека и гражданина. В исследовании обобщаются и сравниваются теория и практика развития правового регулирования, охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как на национальном, так и на международном уровне, а также уточняется понятийный аппарат.

В России ответственность за благополучие детей наряду с родителями и лицами, их заменяющими, разделяет государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах: в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т.д. Однако его роль не ограничивается только лишь предоставлением тех ипи иных благ, оно берет на себя и охрану интересов детей.

Какие права и льготы имеют дети-сироты

  • получение трудовой либо социальной пенсии. Первая выплачивается в тех случаях, когда родитель до момента своей смерти успел накопить достаточный трудовой стаж. Вторая выдается, когда стажа, чтобы начислить трудовую пенсию, не хватает. На октябрь 2015 года ее размер составляет 4769 рублей. Выплата данного пособия прекращается в 18-летнем возрасте, но может быть продлена до 23-х лет, если подросток-сирота очно заканчивает учебное заведение;
  • льготная схема зачисления в вузы. Желающие получить высшее образование дети-сироты должны набрать минимальный проходной балл, установленный специально для них. По закону, абитуриентам-сиротам выделяется 10-процентная квота учебных мест;
  • на время обучения государственный бюджет берет на себя полное обеспечение этой категории детей: им выплачивается специальная стипендия, на 50% превышающая обычную, и зарплата во время прохождения производственной практики. На приобретение учебников каждый год выдается сумма, соответствующая трем стипендиям;
  • беря академический отпуск по состоянию здоровья, дети-сироты продолжают получать стипендию, а также могут требовать бесплатное медицинское обслуживание;
  • выпускникам, помимо одежды и обуви, предоставляется единовременная материальная помощь от 500 рублей;
  • полное государственное обеспечение. Из госбюджета им выделяется пособие, размер которого соответствует прожиточному минимуму, установленному правительством для этой социальной категории. Выплаты прекращаются по достижении ими 18-летнего возраста. Если же подросток-сирота является студентом колледжа или университета очной формы обучения, выплаты продолжаются до 23-х лет;

Правовой статус детей-сирот

Дееспособность ребенка-сироты имеет ту отличительную особенность, что в этом случае отсутствует законное представительство родителей, столь обычное в иных отношениях, связанных с детьми. Представитель ребенка-сироты устанавливается в результате совершения целого ряда юридических фактов, например, оформление попечительства.

Главный признак ребенка как носителя специального статуса — возрастные границы, обусловливающие психофизические особенности несовершеннолетних и определяющие специфику их право- и дееспособности, а также деликтоспособности. Специфика статуса ребенка, особенно малолетнего, определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие его права, не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию лежит на представителях, других субъектах: родителях, лицах, их заменяющих, государстве и обществе в лице специальных учреждений и органов.

Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК, кандидат юридических наук Бикситова, Жанна Ахметгалиевна

В 1924 году Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. В 1959 году Организация Объединенных Наций принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В 1989 году Комиссия ООН по правам человека приняла Конвенцию о правах ребенка. Другим документом является « Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года.

— перестроить систему ведомств, занимающихся защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для повышения эффективности их контрольных функций, с тем чтобы они соответствовали тому высокому уровню, который общество предъявляет к ним сегодня;

Интересное:  Может ли пристав повторно оштрафовать за неисполнения в срок
Ссылка на основную публикацию